Сергей Старостин и Мариан Калдарару – Проще простого (2004)
Сергей Старостин — известнейший исследователь русского фольклора, исполнитель народных песен и наигрышей, глубоко почитаем всеми кто хоть немного знаком с современной российской фолк сценой. Сергей Старостин закончил Московскую консерваторию по классу кларнета и довольно рано заинтересовался русской народной музыкой, которую изучал и собирал во время фольклорных экспедиций по России.
Вот что рассказал Сергей в интервью Елене Калашниковой для сайта Colta
— На первом курсе Московской консерватории вы поехали в этнографическую экспедицию, и вас там поразило пение рязанской крестьянки. А что именно поразило?
— Меня поразило сразу многое. Прежде всего, та легкость, с которой эта простая сельская женщина шла на контакт, решила с нами поделиться своим сокровенным знанием, умением. Для меня было открытием, что люди хранят в памяти значительный культурный пласт, о котором я даже понятия не имел. Музыкой я занимался профессионально и понимал, что она пишется композиторами для музыкантов, которые ее исполняют и презентуют свое исполнение широкой или неширокой аудитории. А тут я столкнулся с иным миром существования музыки внутри малого сообщества, и это музыкальное знание, эта культура не претендовали на презентацию, они существовали как элемент культурно-художественного самообслуживания людей, живших на этих пространствах. Меня удивило, что эти песни без всякого объяснения захватывают тебя. На тот момент я уже был в некотором смысле музыкально искушен, и даже та музыка, которая профессионально исполнялась со сцены и которую я приходил слушать в концертные залы, чтобы получить какое-то удовольствие, не всегда меня трогала, а эта сразу захватила. Что-то было в ней непосредственное, глубокое, что мгновенно в меня вошло и заняло свое место.
Если бы существовала некая абстрактная «Нобелевская премия по русскому фольклору», то ее первым лауреатом, без сомнений, должен бы был стать Сергей Старостин. В его творчестве важны не только безоговорочный авторитет в среде критиков, слушателей и специалистов, не только проверенное масштабными зарубежными гастролями и специальными концертными проектами исполнительское мастерство, но и неизменная гибкость, открытость внешним влияниям, постоянный поиск нового.
Старостин удивительным образом сочетает традиционный подход к изучению и исполнению русского фольклора (в его личной коллекции, собранной в этнографических экспедициях – несколько тысяч песен) и естественное для человека желание быть современным. В его собственных проектах аутентичный материал может соседствовать с электрическим басом, ударными, характерными для рок-музыки (таковы, например, группа «Жили-были» или опыты сотрудничества с Инной Желанной); и наоборот, в куда более авангардных составах, подобных знаменитому «Moscow Art Trio» с участием Аркадия Шилклопера и Михаила Альперина, традиционный материал в исполнении Старостина вопреки всем канонам выглядит частью современной авангардной канвы.
Оригинал статьи на сайте Этно & Фолк
Сергей Старостин и Марио Калдарару – Проще простого (2004)
Этот альбом представляет собой живую запись концерта в центре «Дом». Его участники – известный исследователь русского фольклора, певец и музыкант Сергей Старостин и этнический барабанщик Марио – не репетировали эту программу, просто слегка поиграли перед концертом и пустились в свободный полет. Поэтому альбом и назван «Проще простого».
01.Весна 9:55
02.Кумушки 3:52
03.Пастухи 6:31
04.Девки 4:10
05.Таня 3:57
06.Голова 8:39
07.Заливочка 4:20
08.Жавранёночек 2:18
09.Глубоко 5:40
10.Ярмарка 5:02
11.Катарсис 00:32
Сергей Старостин (рожок, свирель, гусли, вокал) – советский и российский этнограф, певец, автор песен, музыкальный продюсер и телеведущий. Собиратель и исполнитель русского фольклора.
Марио Калдарару (барабаны, перкуссия) – этнический барабанщик родом из Кишинева. Интересуется и занимается интерпретацией и разработкой известных и малоизвестных музыкальных традиций народов мира, склоняется к естественному музицированию на их основе.
Слушать на Spotify
Слушать на Яндекс.Музыка
Слушать на Bandcamp
Прослушать и скачать бесплатно этот альбом можно на сайте Musify
Вот что рассказал Сергей в интервью Елене Калашниковой для сайта Colta
— А что из ваших последних научных, человеческих открытий? Что удивило, обрадовало из записанных вами песен?
— Достаточно давно я уже не езжу и не записываю песни, я с ними живу. На мой век песен хватит, и этих толком не переварить, поэтому я отправляю в деревню молодых. Открытиями для меня являются процессы наследования и передачи знания. Например, в области пастушеского рожка, на котором я играю. Когда-то дед Серега из села Столипино показал мне этот рожок и как на нем играть. Он был династийным пастухом, всю жизнь на рожке играл, потому что пас коров, ходил в отхожий промысел в другие деревни. В течение двух-трех лет он мне преподал несколько уроков игры на рожке, что-то я сам научился делать, и это умение как-то со мной жило. А два года назад возникла очень интересная ситуация: мне предложили научить парней играть на рожках. Когда они пришли, я почувствовал себя в роли этого пастуха, который свое умение мне передавал. И, когда мы с ними начали друг друга понимать, сыгрываться, я ощутил себя счастливым человеком, потому что увидел, что механизм передачи знания и традиции естественным путем, из уст в уста, работает, а это для меня очень важно. Теперь я понимаю, что это знание никуда не денется и точно таким же способом будет передаваться дальше.
Отзывы: