Emilia Amper – Trollfuglen (очарование шведской клавишной скрипки Никельхарпы)
На сегодняшний день не часто увидишь среди нашей публики фанатов успешных, выдающихся и действительно талантливых народных исполнителей из Швеции, да и вообще из Скандинавии. Быть может это связано с малым интересом к народной фолк-музыки этих стран у нас сегодня, а может и от того, что на сегодняшний день и в самой России возникает довольно много молодых, но талантливых ансамблей, играющих превосходную музыку средневековой Европы, и пожалуй не хуже самих европейцев. Поэтому имя Эмилии Ампер, шведской исполнительницы народной музыки на клавишной скрипке никельхарпа мало кому будет известно. А между тем в самой Швеции Эмилия уверенно двигается к вершинам славы и популярности, выступая на концертах и фестивалях, сотрудничая со многими талантливыми фолк-группами и исполнителями, а также выпуская прекрасные альбомы традиционной музыки.
Один из таких альбом, Волшебная птица (Trollfuglen), вышедший несколько месяцев назад и вобравший в себя большое количество народных мотивов Швеции или же их переработок, но главным образом просто радующий слушателя прелестными звуками этого удивительного, не очень хорошо известного и не так уж и популярного среди других исполнителей инструмента, как никельхарпа, или клавишная скандинавская скрипка, как её ещё называют. На альбоме можно встретить большое число инструментальных композиций на шведской скрипке и некоторые песни, где мы слышим голос самой Эмилии.
Emilia Amper – Trollfuglen
Треклист
01. Emilia Amper – Till Maria (For Maria).mp3
02. Emilia Amper – Polska in G minor after A. G. Jernberg.mp3
03. Emilia Amper – Ut i morka natten (Into the Dark Night).mp3
04. Emilia Amper – Isadoras land (Isadora’s Land).mp3
05. Emilia Amper – Trollfuglen (The Magic Bird).mp3
06. Emilia Amper – Polska fra Hoffsmyran (Polska from Hoffsmyran).mp3
07. Emilia Amper – Herr Lager och skon fager (Herr Lager and the fair one).mp3
08. Emilia Amper – Brannvinslat fran Toras (Drinking Song from Torsas).mp3
09. Emilia Amper – Pigopolskan Den glomda polskan (The Maid’s Polska The Forgotten Polska).mp3
10. Emilia Amper – Nar som flickorna de gifta sig (When Young Women Get Married).mp3
11. Emilia Amper – Kapad (Hijacked).mp3
12. Emilia Amper – Bredals Nackapolska (Nackapolska after Bredal).mp3
13. Emilia Amper – Galatea Creek.mp3
14. Emilia Amper – Vals fran Valsebo ( Waltz from Valsebo ).mp3
Слушать на Spotify
Слушать на Яндекс.Музыка
Никельхарпа
Никельхарпа — шведский народный музыкальный инструмент. Первое свидетельство существования никельхарпы датируемое приблизительно 1350 годом, это изображение двух музыкантов на воротах церкви Щелюнге на острове Готланд.
Название этого инструмента состоит из двух частей. В переводе со шведского nyckel (или knaver) означает «клавиша, ключ». Ещё в древнеримском монохорде под обозначением «ключи» понимали жёстко закреплённые расположения подставки под натянутой струной. Слово harpa имеет множество толкований. Например, клавикорд, родственный монохорду инструмент, своё название заработал именно от слова clavis, и греческого струна — χορδη. Harpsichord – английское название клавикорда даёт право предполагать, что это общее видовое название всех струнных инструментов, таких как гитара или скрипка, которые в своей основе используют принцип монохорда для извлечения мелодии – harp.
Никельхарпа была широко распространена на территории от севера Швеции до Дании и южных границ Германии уже с 16 века. Что же касается теорий происхождения никельхарпы, то можно сказать, что их множество. Бывает, что никельхарпу называют «шведской клавишной скрипкой». Несомненно, можно смело утверждать, что никельхарпа – это шведский музыкальный инструмент, но если верить легендам – каждая страна с удовольствием приписала бы рождение этого инструмента к своей истории.
В колёсной лире, по праву считающейся предшественницей никельхарпы и изобретенной в 12 веке, звук получался в результате трения вращающегося деревянного колеса о струны (фрикционным способом), в то время как в никельхарпе роль звукоизвлечения принадлежит уже именно смычку. Наличие клавиатуры отличает никельхарпу и колёсную лиру от остальных смычковых инструментов.
Под струнами расположен ряд деревянных клавиш с выступами — тангентами. Клавиши выглядят как деревянные кулачки особой формы, располагающиеся на небольшом расстоянии от струн. При нажатии на клавишу кулачок, прижимаясь к струне, укорачивает длину её звучащей части, изменяя таким образом высоту тона. Звукоряд инструмента определяется расстоянием между точками соприкосновения игровых струн с тангентами. Возможность тонкой настройки звучания инструмента является важной особенностью клавиатуры никельхарпы. При настройке инструмента точки соприкосновения тангеты со струной могут быть изменены в очень небольших пределах в зависимости от рабочей длины каждой игровой струны и позднее зафиксированы.
Хроматическая никельхарпа имеет три мелодийные струны, одну бурдонную и двенадцать резонансных струн, расположенных ниже игровых. Это достигается путём специального расположения подставки и пазов для струн в ней. При исполнении любой мелодии, так как резонансные струны располагаются ниже игровых, смычок касается только четырёх струн, в результате чего резонансные струны обязательно вибрируют в ответ и получается мощный, объемный звук с характерным гудением.
Идея оснащения инструмента резонансными струнами, согласно одной из теорий, привнесена в Швецию из арабского мира, где инструменты с резонансными струнами имеют широкое распространение. При извлечении звука путем щипка или же трением смычка по струне, такие инструменты производят более объемное и мелодичное звучание.
В настоящее время никельхарпу за её неповторимое звучание используют многие музыканты мира. Например, в Швеции постоянно проводятся фестивали любителей игры на этом удивительном инструменте, а никельхарпе принадлежит право являться одним из символов национальной культурной традиции.
Отзывы: