Борис Базуров и Народная Опера – Эхо Языческой Руси
На этом альбоме Эхо Языческой Руси собраны сведенные в стиле worldmusic интересные записи русских песен, хороводов и гуляний в хорошем качестве. Сочетаясь с игрой на скрипках, гуслях и других музыкальных инструментах, он будто бы поет мелодичную песню уходящих фольклорных традиций и обычаев Руси. Альбом наполнен живыми голосами русских ребят и девушек и помогает максимально приблизиться к своим корням.
Ансамбль, соединяющий в своей музыке фольклор с современными стилями фьюжн, этно-рок, и нью-эйдж под названием Народная опера был основан в далеком 1988. Его основатель и худрук Борис Базуров — композитор, дирижер, аранжировщик, вокалист, мультиинструменталист и этномузыковед.
Борис относился (как непросто писать о нем в прошедшем времени!) к категории людей истовых. Он, выпускник Гнесинки и участник легендарного без преувеличения ансамбля Дмитрия Покровского, возглавлявший значимые для российского этно ансамбли «Круг» и «Русичи», безумно любил два направления в музыке: отечественный фольклор и прогрессив-рок. Первое жило в нем, казалось, изначально (недаром с него художник Вячеслав Назарук рисовал своего «Бояна»), второе было благоприобретено в отрочестве. Делом своей жизни Базуров положил скрещение обоих. И дело это выполнил.
В конце 1980-х Борис Базуров создал группу «Народная опера» и записал с ней полнометражный альбом, вышедший на фирме «Мелодия» — в него он включил наброски будущих опер. Наступившее вслед за этим время не сильно располагало к такого рода творчеству, но Базуров не останавливался: первым релизом на возникшей тогда же фирме BSA стал второй альбом «Народной оперы» — «Эхо языческой Руси», ставший культовым в среде серьезных реконструкторов раннего средневековья (сегодня этот CD — большая редкость).
Годом позже на двух дисках выходит монументальная опера «Казак Разин Степан» — Базуров писал ее шесть лет. За ней следуют другие работы: музыка к «Курочке Рябе» Андрея Кончаловского, работы в театре… Этот этап завершился в 1999-м изданием концертного альбома «Псалмофония 2000».
Последние 10 лет были для Базурова и удачными, и горькими. Он собрал состав «Борис Базуров сотоварищи», записал и выпустил еще два альбома — «Пугачевщина» и «Мётень», много выступал; попал даже на телевидение, причем с полноценным живым выступлением, — но и страдал от неполной востребованности: то, что могло составить музыкальную гордость страны, звучало на небольших фестивалях и в клубах.
Восторги западных специалистов и профессионалов сталкивались с непониманием и отсутствием интереса местных промоутеров. Большой бедой для Бориса стала смерть сына, но он искал утешения в музыке — и она его не подвела и не предала, как не предал и не подвел любимый гуслетар, тот самый гибрид гуслей и стика, подобного которому нет нигде в мире. Подвела только бренная оболочка: 12 февраля он уснул и не проснулся.
Артём Липатов для сайта Салон А.В.
Борис Базуров и Народная Опера – Эхо Языческой Руси
Треклист:
- 01. Своя игра (народная опера).mp3
- 02. Весна (народная опера).mp3
- 03. Сгон (народная опера).mp3
- 04. Добрыня и Алеша (народная опера).mp3
- 05. Гусли 13 века (народная опера).mp3
- 06. Былина о Добрыне (Русичи).mp3
- 07. Русалии (народная опера).mp3
- 08. Новгородские перезвоны (народная опера).mp3
- 09. Лето (народная опера).mp3
- 10. Свет моя улица (народная опера).mp3
- 11. Сизые голуби (Русичи).mp3
- 12. Ты взойди, Солнце (народная опера).mp3
- 13. Слово (Русичи).mp3
- 14. Меж крутых бережков (Русичи).mp3
- 15. Своя игра (народная опера).mp3
- 16. Зима (народная опера).mp3
Альбом очень редкий. Найти его в сети с целью покупки почти невозможно. Можно встретить этот альбом в составе диска со всеми работами автора. Купить их получится только на зарубежных сайтах и только за евро. Есть еще один вариант на барахолке Мешок за 588 рублей. В стриминговых сервисах этот альбом не доступен. Всем заинтересовавшимся могу предложить только обратиться на официальную страницу автора Вконтакте. Но сам автор уже покинул нас в феврале 2022 года.
Об истории возникновения Гуслей
Гусли – древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук. В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе – “гусла“. Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд – получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание – основной принцип этого щипкового инструмента.
В древнерусской рукописи, “Повести о белоризце человеке и монашестве”, миниатюрист изобразил в буквице “Д” фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые “шлемовидные” гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, – изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.
Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен “Явор” особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – “Яровчатые“. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться “звончатыми“.
Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера – умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях. Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или , как их пренебрежительно стали называть гусляров – сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка – все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Источник: Калики
Абсолютно непонятно название сборника.
В титуле не обозначены ни Базуров ( Народная Опера), ни анс. ” Русичи”.
Похоже, авторы “сборника” просто решили погреть руки на чужой музыке, не утруждаясь более широкой подборкой, взяли два чужих альбома, и слепили из них один свой, на продажу.
Ай да молодцы, ай да … славянисты
Согласен с “КоньШин”. Тоже удивился когда не увидел, что не обозначили Бориса Базурова.