Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский – один из величайших и самобытнейших русских композиторов, родился 9 (21) марта 1839 г. в селе Карево Псковской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. Детские годы провел в помещичьей усадьбе в атмосфере патриархального крестьянского быта. Первым педагогом будущего композитора была его мать – Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано и в семилетнем возрасте уже весьма неплохо исполнял небольшие сочинения Листа. Однако в семье никто и не предполагал, что он станет музыкантом. Его готовили к другому поприщу.
В 1849 г. юношу по традиции определили в Петропавловскую школу в Петербурге, а затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков. Модест преуспевал в военных науках и в то же время изучал иностранные языки, историю, литературу, искусство, брал уроки музыки у известного педагога А. Герке. В 1852 г. вышло в свет его первое самостоятельное произведение – полька «Подпрапорщик».
В 1856 г. после окончания школы он был зачислен офицером в Гвардейский Преображенский полк. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры. Однако зимой этого же года Модест Петрович знакомится с А. Даргомыжским, Ц. Кюи, М. Балакиревым, и в его жизни наступает давно назревавший духовный перелом. В нем пробуждается жажда творчества, созидания прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое становится целью его жизни. В мае 1858 г. Мусоргский подает прошение об отставке, чтобы полностью посвятить себя музыке, и остается без средств к существованию. Войдя в ядро балакиревского кружка «Могучая кучка», Мусоргский строит большие планы, дружит с замечательными людьми, много пишет. В самой крупной работе раннего периода, незавершенной опере «Саламбо» (по роману Флобера, 1866), композитор впервые пытается воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности. Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает ряд симфонических произведений, однако наиболее яркие художественные открытия были сделаны им в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни на сюжеты из крестьянской жизни, полные сострадания к обездоленному человеку: «Калистрат», «Гопак», «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушки», «Сиротка». Вершиной же творчества Мусоргского стала опера «Борис Годунов» (по драме Пушкина, 1868 – 1872), в которой раскрылся весь его огромный талант. Здесь композитор проявил себя как мастер психологических портретов. Его творческая мощь в этот период поражает силой и богатством художественных идей.
Еще не закончив «Годунова», Мусоргский задумал уже новую трагическую оперу – «Хованщина», а с 1875 г. начал писать комическую оперу «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю). Летом 1874 г. под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана он параллельно написал свой знаменитый фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Последние годы маэстро были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на творческой работе. Он вынужден был зарабатывать на жизнь ремеслом аккомпаниатора в вокальных классах, организованных певицей Д. М. Леоновой.
Скончался Модест Петрович Мусоргский 16 (28) марта 1881 г. в Николаевском военно-сухопутном госпитале, так и не успев завершить «Хованщину» и «Сорочинскую ярмарку». Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. Мировая слава пришла к нему посмертно. Весь архив композитора был передан Римскому-Корсакову, который доработал оперу «Хованщина», осуществил новую редакцию «Бориса Годунова» и добился их постановки на императорской оперной сцене. «Сорочинскую ярмарку» закончил Ц. Кюи.
Модест Мусоргский (Лучшее)
В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (например, в многочисленных модализмах) и ритмике (например, в использовании сложных, «неквадратных» метров); наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.
Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.
Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям… — вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться. Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! М. П. Мусоргский
Треклист
01. Night On Bald Mountain.mp3
02. Sorochintsi Fair. Introduction.mp3
03. Sorochintsi Fair. Gopak.mp3
04. Scherzo In B Flat Major.mp3
05. Intermezzo In B Minor.mp3
06. The Capture Of Kars.mp3
07. Boris Godunov. Monologue ‘My Soul Grieves’.mp3
08. Boris Godunov. Chorus ‘Glory! Glory! Glory!’.mp3
09. Boris Godunov. Varlaam’ssong ‘So It Was In The City Of Kazan’.mp3
10. Boris Godunov. Marina And Dmitry’s Duet ‘O Tsarevich, I Implore You’.mp3
11. Boris Godunov. ‘Rashkodilas, Razgulyalas!’.mp3
12. Khovanshchina. Introduction ‘Dawn On The Moscow River’.mp3
13. Khovanshchina. Marfa’s Divination.mp3
14. Khovanshchina. Dance Of Persian Girls.mp3
Качество композиций: 320 кб/с
Общий размер альбома в архиве: 171 МБ
Сервер для обмена: Яндекс.Диск
Представлено для ознакомления
Спасибо за вашу большую работу, это очень нужно!