Sara Ajnnak – Gulldalit. Музыка саамов из Швеции
Вслед за популяризацией традиционной саамской музыки такими исполнителями, как например Mari Boine Persen, или Ulla Pirttijarvi, в европейском обществе возникла мода на Йойки, поэтому сегодня целая плеяда новых, молодых авторов смело пошла по уже проторенной дорожке. Среди них, однако, также как и везде, большей частью можно увидеть певцов довольно посредственных и ничем особенно не выделяющихся, как сказали бы русские “без огонька”, “без изюминки”. Ведь мало записать саамские песни, спеть характерные для этого древнего северного народа йойки. Нужно ещё вложить в музыку и песню свою душу, зажечь слушателя, в конце концов, сказать что-то новое и особенное в мире музыки, чтобы на тебя обратили внимание.
И вот здесь я хочу обратить внимание на творчество очень талантливой певицы из северного лена в Швеции (Вестерботтен), по имени Сара Айнак (Sara Ajnnak). К настоящему времени она выпустила уже не один студийный альбом, из которых последний альбом 2018 года показался мне наиболее интересным, необычным, выразительным, очень разноплановым, и талантливым.
Sara Ajnnak – Gulldalit (Can you hear me)
Если многие производители саамской современной музыки, да именно так я могу их назвать и не иначе, делают прежде всего продукт коммерческий, несомненно стараясь заработать на новом интересе публики к этой специфической музыке, то Сара поступает совершенно иначе. Её творчество нельзя в полной мере назвать штампованным. Она действительно идёт своим путём. Она использует традицию своего народа, но не боится экспериментировать и глубоко перерабатывать исходный материал по зову своего сердца. Поэтому её музыка получается не мёртвой и шаблонной, а настоящей, живой. В её песнях старые традиции оживают и перерождаются. Она словно находит новый формат для современной музыкальной традиции саамов, используя для этого все доступные средства и инструменты.
На этом альбоме Сара не только экспериментирует со своим голосом. У неё очень красивый, богатый голос, который действительно украшает собой все композиции. Но вместе с этим она пытается привносить в музыку необычные элементы из других культур, как, например, звучание ближневосточной скрипки Рубаб, цимбал или современного тазик-барабана под названием Хэнг, изобретенного на рубеже новой эры швейцарскими музыкантами. Всё это показывает слушателю, что перед нами настоящий талант.
Музыка Sara Ajnnak на этом альбоме очень мелодична, находится где-то на границе жанров живой этники, фолка и world music вместе с привычными поп мотивами с довольно приемлемой для европейского слушателя аранжировкой. Таким образом получается, что это своего рода нео-фолк, использующий для своей базы богатый саамский фольклор и традиции пения кочевников севера.
В последней композиции мы можем услышать голос известной норвежской саамской певицы, ставшей одной из тех, кто вообще преподнёс современному европейскому слушателю красоту саамской песенной традиции.
В 2019 году данный альбом получил награду “альбом года” в жанре World Traditional на церемонии вручения премии Independent Music Awards в Нью-Йорке.
Треклист
1 – The Soundscape of the North.mp3
2 – Gulldahl Jienub – Awakend Soul.mp3
3 – Beajvvieladdie – Butterfly.mp3
4 – Ukktag – The Loneliness Walk.mp3
5 – Silbbagidnjal – Silvertears.mp3
6 – Tjuavuoh Mujna – Come to Me.mp3
7 – Guhkiene Gadiene – The Voyage.mp3
8 – Travel Safe With Light My Children.mp3
9 – Mannah – Children of the Sun.mp3
10 – Iedname Vuollie – Nature Speak.mp3
11 – Rassjuodalkkie – Storm on the Horizon.mp3
12 – Rising Up in the Dust of a Firestorm.mp3
13 – Wake Up Sleepwalker (feat. Mari Boine).mp3
Слушать на Spotify
Слушать на Яндекс.Музыка
Слушать на Apple.music
Слушая этот замечательный альбом, вряд ли можно догадаться о том, какая трудная судьба выпала на долю очередного нацменьшинства. Подобно курдам на ближнем востоке, саамы на севере Европы долгое время были никому не удобным народом.
На своем сайте Sara Ajnnak рассказывает нелицеприятные факты о внутренней национальной политике Швеции, которая в начале 20 века пыталась избавиться от всех представителей этого народа на своей территории. Применялись различные виды мягкого вытеснения, и разумеется саамский язык и культура были запрещены в принципе. СССР также прибегал к попыткам культурной ассимиляции малых народов, но всё же на нашей территории остались популяции очень редких и древних народов, таких как тофалары, кеты, юкагиры.
У саамов всё же был некий выход в том, что они могли кочевать и выбирать для жизни территории между несколькими государствами: Финляндией, Россией, Швецией и Норвегией. Сегодня самые благополучные условия для жизни саамов предлагает Норвегия, поэтому численность в ней саамского населения является самой большой. На втором месте стоит Швеция, потому что на ней площади кочевий саамов исторически были самыми обширными. И всё равно очень грустно и даже неприятно читать о том, как относительно цивилизованная Швеция в начале 20 века применяла чуть ли не фашистские методы для истребления безобидных пастухов.
И вот из такого притеснения родились новые звёзды саамской популярной музыки. Sara Ajnnak вместе со своими детьми стала заново учить саамский язык, погружаться в традиции национальной песни. В этом она находит пищу для души, источник своего вдохновения. Талантливый музыкант и продюсер Stein Austrud помогает ей создавать очень выразительные, волнующие музыкальные композиции. В сочетании с приятным голосом певицы получается результат, который может понравится не только обычному европейскому слушателю, но и самим саамам.
Отзывы: