Классическая персидская музыка из Ирана (Khoshahang – Classical Persian Music)
Khoshahang – Classical Persian Music
До революции музыка в Иране, как и многие другие формы искусства, пребывала в состоянии упадка. Однако после победы революции развратная музыка была запрещена, но зато возникли условия для развития творчества музыкантов, которые прозябали в силу упадка традиционной музыки. Таким образом, одним из важнейших достижений исламской революции в музыкальной сфере можно назвать возрождение забытой к тому времени традиционной музыки.
Традиционная музыка в постреволюционный период обладала особым положением. Она приобрела такую популярность, что общий тираж аудиокассет с традиционной музыкой достиг полмиллиона штук в год.
Видный исследователь доктор Мухаммад Фазели в этой связи считает, что люди, обладающие культурным багажом, используют музыку, чтобы сосредоточивать внимание на работе, вспоминать прошлое и даже добиваться духовного совершенства. В противоположность этому, люди бескультурные используют музыку только для времяпрепровождения, создания волнений и получения сиеминутного наслаждения.
Персидская музыка в исполнении музыкантов из консерватории, играющих по нотам? Это не может не насторожить ревнителей традиционной музыки. Тем не менее, для сегодняшнего Ирана в этом нет ничего необычного.
Историю персидской музыки принято начинать с эпохи Ахеменидов (558-330 гг. до н.э.). Однако наивно было бы предполагать, что у музыки, звучавшей при Ахеменидах и той, что мы слышим сегодня в Иране, много общего. Развитие музыки в Иране не было безоблачным, несколько раз само ее существование оказывалось под угрозой. Достаточно упомянуть два события:
Первое – арабское завоевание (7 в.) и исламизация Ирана. С этих пор музыка подпадает под религиозный запрет. Но с этих же пор персидская музыка распространяется по всему халифату, включая мусульманскую Испанию и Северную Африку.
Второе – период правления Каджаров (1794-1925 гг.), когда она была практически полностью вытеснена европейской музыкой, так что к концу 19 в. ее пришлось восстанавливать по крупицам, в том числе и прибегая к европейской нотации.
Традиционно персидская музыка передавалась изустно непосредственно от учителя к ученикам. Многочисленные так называемые «трактаты по музыке» по мусульманской классификации относятся к точным наукам, поскольку рассматривают такой раздел физики, как акустика. Музыканты этими трактатами не только не пользовались, но и могли не подозревать об их существовании. С этого времени процесс модернизации не прекращался. Так стали возникать крупные ансамбли (наподобие типовых «ансамблей народной музыки», создававшихся в СССР повсеместно без учета местных традиций), практиковалось хоровое пение музыкантов. Если послушать записи, например, арабского музыканта, сделанные в арабской же аудитории, нельзя не заметить, как любая его фиоритура вызывает немедленную неистовую реакцию слушателей. Исполнение персидской музыки в персидской аудитории проходит в полной тишине, лишь по окончании раздаются аплодисменты.
При всей европеизации персидской музыки возникают недоразумения между внешним и внутренним взглядом на нее. Так, европейские исследователи находят в ней интервал больше полутона, но меньше тона, сами же музыканты с недоумением отрицают, что используют нечто подобное.
Основой персидской классической (вернее – профессиональной) музыки является дастгях: вокально-инструментальная сюита с определенной последовательностью частей, называемая по своему ладу (шур, сетях и т.п. ).В ней есть как сочиненные, так и импровизационные части, как свободные ритмически, так и с фиксированным ритмом. Пример сочиненной музыки – пишдара- мад (вступление), сегодня его обычно заранее пишет руководитель ансамбля. Пример свободной импровизации – дарамад (опевание лада). С фиксированным ритмом исполняются ренг (танец), тесниф (песня, обычно – с рефреном). В чахар мезраб (буквально – четыре удара) импровизация солиста протекает на фоне ансамбля, играющего с фиксированным ритмом. Не все части сюиты исполняются обязательно, а некоторые из них могут исполняться и самостоятельно.
Ансамбль «Хошахянг» («Гармоничный») сравнительно невелик по составу. С певцом Камаладдином Рауфом Аббасинияраки Асадуллах Реза Шафиетан играет на сантуре (европейский аналог – цимбалы). Сантур известен в сопредельных с Ираном регионах, но только в Иране он занял главенствующую позицию. Можде Джахангири играет на кяманче, этот смычковый инструмент используется на всем мусульманском Востоке; в Иране он оказался несколько в тени. То, что играет на нем женщина – веяние времени. Традиционно все музыканты были мужчинами. Мейсам Моафи Бехзад играет на таре – еще одном повсеместно распространенном инструменте семейства лютневых. Иадуллах Джахангярд Ахмад играет на томбаке – одномембранном барабане с резонатором.
Треклист
01. Khoshahang – Dove.mp3
02. Khoshahang – Santur & singer.mp3
03. Khoshahang – A look of entreaty.mp3
04. Khoshahang – Kamanche & singer.mp3
05. Khoshahang – Beautiful spring.mp3
06. Khoshahang – Tar, tombak, singer.mp3
07. Khoshahang – Chahar mezrab.mp3
08. Khoshahang – Perfidious.mp3
09. Khoshahang – Beloved’s complaint.mp3
Качество композиций: 320 кб/с
Общий размер альбома в архиве: 125 МБ
Сервер для обмена: Mega.Nz
Представлено для ознакомления
Очень атмосферный альбом, сильное погружение. Спасибо, Руслан.
Есть еще один очень интересный мистик музыкант Нур Али Элахи из Ирана, довольно интересные у него работы