Раскрытые сокровища – Афганистан
Afghanistan – Rediscovered Treasures
Интересный альбом, записанный совместно с Парижским музеем, который раскрывает древние музыкальные традиции этой малоизвестной страны.
Для Афганистана характерно сложное переплетение музыкальных культур различных народов, издавна населявших страну: афганцев (пуштунов), таджиков, узбеков, туркмен, белуджей и др. Многовековой процесс развития афганской музыки протекал также во взаимодействии с богатой народно-песенной культурой соседних народов – индийцев и персов.
Афганская народная музыка зародилась в стародавние времена. Еще с первой половины первого тысячелетия до нашей эры на территории древней Бактрии, где расположена северная часть современного Афганистана, музыка почиталась настолько, что была частью религии. В Кушанской империи, существовавшей до начала третьего столетия нашей эры музыкальная культура достигла особенно высокого уровня. Бамиан сохранил музыкальные памятники в виде изображений музыкантов, которые играли на арфе и при этом парили в воздухе. С феодальными отношениями стало лучше формироваться и музыкальное искусство. Изучались ноты и индо-персидская система мелодий. Певцы и музыканты следовали музыкально-эстетическим теориям, в которых утверждалось божественное зарождение музыки. Также в теории тесно взаимодействовали между собой стихотворная и музыкальная ритмика.
Музыкально-поэтическое творчество афганцев представлено разнообразными жанрами. Наиболее популярна ландый – песня-двустишие, состоящая из 2 неравнометричных мелодичных построений. Ей присущи лаконичность, изящество формы, свобода музыкального рисунка. Тематика ландый обширна: любовная лирика перемежается с гневной сатирой, весёлая шутка – с глубокими философскими размышлениями. Время возникновения этого жанра не установлено (известен образец тысячелетней давности, приписываемый возлюбленной Хало – одного из афганских военачальников в государстве Газневидов). Наряду с ландый народные поэты – ашуги и думы – поют песни в форме багатый (исполняются дуэтом певцов в нарастающем темпе) и нимакый (поются всеми присутствующими поочерёдно). Особое место занимают газйль, мухаммбс, чарббйт – сложные по музыкальной структуре жанры. Их литературная форма была создана поэтами-классиками. Они обычно исполняются профессиональными музыкантами.
Танцевальные песни отличаются ритмической чёткостью мелодии; свадебным песням свойствен напевно-речитативный стиль. Народная музыка Афганистана одноголосна, для неё типичны диатонические лады, а также лады с увеличивающейся секундой, характерные для песенного творчества множества народов Востока.
Струнные инструменты Афганистана: щипковые – тамбур (род домры), руббб и дильруббб (род лютни), смычковые – сарингбй и гиджбк (разновидность скрипки), ударные – сантур и чанг (род цимбал); духовые, в т. ч. тростевые – бинбаджб (родственна волынке; заимствована из Индии), сурнбй (род гобоя), шпелый (разновидность свирели), тулб (род дудки); клавишные – армуния (род фисгармонии); ударные – наккарб и дамбма (род литавр), дарибл и дупрб (разновидность бубна), долкбй (род барабана).
Треклист
01. Mohammed Naim Mazari and Melang Nejrabi – Ali Delbari Khamosh.mp3
02. Mohammed Naim Mazari and Melang Nejrabi – Nagma.mp3
03. Mohammed Naim Mazari and Melang Nejrabi – Tribal Song.mp3
04. Mohammed Naim Mazari and Melang Nejrabi – Atan National Danse.mp3
05. Mohammad Hussein and Dost Mohammad – Atan Nomad Dance.mp3
06. Abdul Kadar – Caravan Song.mp3
07. Melang Nejrabi – Zeir Baghali.mp3
08. Abdul Kadar – Song From Herat.mp3
09. Mohammed Naim Mazari and Melang Nejrabi – Love Song.mp3
10. Folk melodyanonymous – Dambura.mp3
11. Abdul Kadar – Pashto Love Song.mp3
12. Mohammed Naim Mazari and Melang Nejrabi – Dari Love Song.mp3
13. Abdul Kadar – Patriotic Song.mp3
14. Mohammad Hussein and Dost Mohammad – Battle Tune.mp3
Слушать на Spotify
Слушать на Apple.music
Отзывы: