Пётр Ильич Чайковский – музыка к балету “Щелкунчик”
Сегодня вашему вниманию я хочу предложить замечательный диск – сочинение номер 71 Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», которое более известно многим как балет “Щелкунчик”. Эти записи в исполнении Оркестра Государственного академического Большого Театра СССР под руководством Геннадия Рождественского, а также немецкая версия Berliner Philarmoniker – доставят подлинное удовольствие.
П.И. Чайковский
«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведении П. И. Чайковского и стоит обособленно от традиции балетного жанра, так как здесь новаторски применены музыкальные образы.
Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года. Вскоре композитором была получена от Петипа написанная подробная программа «Щелкунчика». А 25 февраля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над балетом «изо всей мочи». а в январе-феврале 1892 года к балет был уже готов и полностью инструментован.
Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики».
Премьера балета «Щелкунчик» и оперы «Иоланта» прошла 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И это было последнее предствавление Чайковского, которое ему довелось увидеть на сцене Мариинского театра.
По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» Чайковского имеет много общего с другими его балетами: здесь тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Недоброе, враждебное человеку олицетворено в образах таинственного фокусника Дроссельмейера, совы на часах и мышиного царства. Им противопоставлен мир детской души,— еще робкой, пугливой, но именно потому особенно трогательной в своей сердечности и инстинктивном стремлении к добру. Нежная преданность Клары побеждает колдовство Дроссельмейера, освобождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость.
Второе действие балета представляет собой разросшийся до грандиозных размеров финальный праздничный дивертисмент. Его основная часть — пестрая галерея характерных танцев, где проявилось неистощимое воображение и блестящее мастерство Чайковского. Каждая из характерных миниатюр этой сюиты — новая, своеобразная находка в области инструментовки. «Знойное» и томное звучание струнных в восточном танце, пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо в игрушечном «китайском» танце, тающие хрустальные аккорды челесты в вариации феи Драже, — все это составляет неповторимую оригинальность и особенную прелесть партитуры «Щелкунчика».
Предметом заботы композитора было изобретение особых тембровых эффектов, могущих передать всю сказочную необычайность второго действия балета. В связи с этим, видимо, он и обратил внимание на недавно изобретенную тогда челесту. Чайковский был одним из первых, кто ввел в симфонический оркестр прозрачный, «тающий», поистине волшебный звук челесты. В «Щелкунчике» наряду с челестой большую роль играют также и другие тембры и тембровые сочетания (в частности, хор детских голосов в «Вальсе снежинок»), создающие впечатление сказочной фееричности. Характерный колорит вносят детские музыкальные инструменты, использованные Чайковским в сценах укачивания больного Щелкунчика (колыбельная из № 5) и битвы мышей с оловянными солдатиками (№ 7).
Среди пестрых дивертисментных миниатюр второго действия балета выделяются своей монументальностью «Вальс цветов» и «Pas de deux». Обе принадлежат к числу выдающихся образцов большого симфонизированного танца Чайковского. В обеих огромная эмоциональность явно не умещается в рамках сюжета и «захлестывает» их подобно бурному потоку. Это особенно ощущается в музыке «Pas de deux» с его мощным и величавым мажором в крайних частях и вспышкой скорби в среднем эпизоде.
Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского. Здесь с классической ясностью и полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства.
Пётр Ильич Чайковский – музыка к балету “Щелкунчик”
Большой Театр СССР
Треклист:
Содержание диска 1
01. Увертюра.mp3
02. Картина 1 сцена 1 – Украшение и зажигание елки.mp3
03. Картина 1 сцена 2 – Марш.mp3
04. Картина 1 сцена 3 – Детский галоп и выход родителей.mp3
05. Картина 1 сцена 4 – Выход Дроссельмейера.mp3
06. Картина 1 сцена 5 – Сценка и танец Гросфатер.mp3
07. Картина 1 сцена 6 – Отъезд гостей. Ночь.mp3
08. Картина 1 сцена 7 – Сражение.mp3
09. Картина 2 сцена 1 – Еловый лес зимой.mp3
10. Картина 2 сцена 2 – Вальс снежных хлопьев.mp3
Содержание диска 2
01. Картина 3 сцена 1 – Дворец сластей Конфитюренбург.mp3
02. Картина 3 сцена 2 – Прибытие Мари и Щелкунчика.mp3
03. Картина 3 сцена 3 – Дивертисмент (а) Шоколад_ испанский танец.mp3
04. Картина 3 сцена 3 – Дивертисмент (б) Кофе_ арабский танец.mp3
05. Картина 3 сцена 3 – Дивертисмент (в) Чай_ китайский танец.mp3
06. Картина 3 сцена 3 – Дивертисмент (г) Трепак_ русский танец.mp3
07. Картина 3 сцена 3 – Дивертисмент (д) Танец пастушков.mp3
08. Картина 3 сцена 3 – Дивертисмент (е) Мамаша Гигонь и паяцы.mp3
09. Картина 3 сцена 4 – Вальс цветов.mp3
10. Картина 3 сцена 5 – Па-де-де – Танец Принца Оршада и Феи Драже.mp3
11. Картина 3 сцена 5 – Па-де-де – Вариация I_ Тарантелла.mp3
12. Картина 3 сцена 5 – Па-де-де – Вариация II_ Танец Феи Драже.mp3
13. Картина 3 сцена 5 – Па-де-де – Кода.mp3
14. Картина 3 сцена 6 – Финальный вальс и Апофеоз.mp3
Качество композиций: 320 кб/с
Общий размер альбома в архиве: 184 МБ
Сервер для обмена Облако.Mail.ru
Представлено для ознакомления
Tchaikovsky – The Nutcracker
Berliner Philharmoniker
Треклист:
Содержание диска 1
01. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Miniature Overture.mp3
02. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – The Decoration of the Christmas Tree.mp3
03. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – March.mp3
04. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Children’s Galop and Entry of the Parents.mp3
05. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Arrival of Drosselmeyer.mp3
06. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Grandfather’s Dance.mp3
07. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Clara and the Nutcracker.mp3
08. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – The Battle.mp3
09. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – In the Pine Forest.mp3
10. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Waltz of the Snowflakes.mp3
Содержание диска 2
01. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – The Kingdom of Sweets.mp3
02. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Clara and the Prince.mp3
03. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Divertissement – Chocolate Spanish Dance.mp3
04. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Divertissement – Coffee Arabian Dance.mp3
05. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Divertissement – Tea Chinese Dance.mp3
06. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Divertissement – Trepak Russian Dance.mp3
07. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Divertissement – Dance of the Reed Pipes.mp3
08. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Divertissement – Mother Gigogne.mp3
09. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Waltz of the Flowers.mp3
10. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Pas de deux.mp3
11. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Pas de deux – Variation I Tarantella.mp3
12. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Pas de deux – Variation II Dance of the Sugar Plum Fairy.mp3
13. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Pas de deux – Coda.mp3
14. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle – Final Waltz and Apotheosis.mp3
Качество композиций: 320 кб/с
Общий размер альбома в архиве: 201 МБ
Сервер для обмена Облако.Mail.ru
Представлено для ознакомления
Как ни странно, CD в магазинах в основном предлагали Чайковского в иностранном исполнении. Теперь впервые послушаю и в отечественном) Спасибо)
Огромное спасибо! Замечательный сайт и великолепная музыка! Вы делаете великое дело!