Madonna – Ray of Light (1998)
Это один из самых любимых моих альбомов певицы, недаром многие считают его вообще одним из лучших альбомов Мадонны. На седьмом студийном альбоме по счету, стиль и мастерство Мадонны заметно изменились. Её голос стал звучать объёмнее, живее. Её композиции приобрели больше смысла, а многие из них стали хитами и вот уже спустя два десятилетия не теряют своего обаяния. Далее я привожу рецензию Дмитрия Скирюка, который очень подробно описывает творческие метаморфозы, которые привели Мадонну к записи этого альбома в 1997 году.
До некоторого момента я (Дмитрий Скирюк) не склонен был относиться к творчеству этой американки сколько-нибудь серьёзно. В самом деле, и с музыкальной, и с визуальной стороны Мадонна была и остаётся детищем MTV: популярность и высокие места в хит-парадах ей обеспечили яркие клипы и эпатажные выходки, а отнюдь не музыка.
Первый диск Мадонны представлял собой типичную для того времени “волновую” поделку – плоские синтезаторные звучки, прифанкованные гитары, самый прямолинейный ритм, и… откровенно писклявый голос. Мадонна ничем не отличалась от других “звёзд” того времени, вроде Синди Лаупер. Критики морщили носы и называли её “Минни Маус, надышавшейся гелия”. Даже в Штатах она долгое время оставалась в тени таких артистов, как Майкл Джексон и Принс. Её альбомы по большей части были одноразовой продукцией: послушал и забыл, а потребителями её песен оставались американские тинейджеры.
Однако записи не передавали главного качества этой хулиганистой девчонки, а именно: хоть талант её был невелик, Мадонна обладала колоссальной, фантастической работоспособностью. И, как любой талант, щедро удобренный потом и кровью, он стал расти и развиваться. Альбом за альбомом попадали мне в руки, и было забавно наблюдать, как заокеанская поп-дива жонглирует образами, экспериментирует со стилями, совершенствует гармонии и не желает стоять на месте. В середине 90-х даже самому тупому слушателю стало ясно, что с Мадонной происходит что-то серьёзное.
Это “что-то” происходило, происходило и, наконец, в 97-м году, произошло, после рождения дочери Лурдес – в тот год Мадонна получила роль в фильме “Эвита”. Вся её предыдущая карьера, весь имидж скандальной, эпатажной девчонки никак не подходил для этой роли. В глубине души понимая, что этот образ отжил своё, Мадонна получила отличный шанс оставить его в прошлом, что и проделала, представ перед обществом в облике респектабельной бизнесвумен, зрелой женщины и любящей матери. Многие решили, что это – новая маска в изменчивом, как шкура хамелеона, облике певицы, но со временем стало ясно, что это и есть её настоящее лицо. Все забыли, что сценический образ и личная жизнь человека – далеко не одно и то же. И Мадонна совершила невозможное, в течение года поставив всех на место. Именно тогда и вышел Ray Of Light – альбом, который просто необходимо иметь в коллекции всем, кто любит хорошую музыку.
Помню, как я впервые услышал его. С самого начала стало ясно, что альбом необычный, я даже посмотрел на обложку – проверить, тот ли диск я купил (обложка, кстати, тоже была удивительно стильной – новый имидж пришёлся Мадонне к лицу). Мадонна всегда чутко реагировала на всё новое, а танцевальная культура не стояла на месте: появились такие люди, как Бьорк, Portishead или Massive Attack. Уже на предыдущих дисках Мадонны, среди простеньких вещей в стиле данс-поп, проскальзывали такие нетипичные, грустно-задумчивые песни как You’ll See, Take A Bow, Secret или Rain.
На Ray Of Light Мадонна с головой нырнула в новую электронику, трип-хоп и техно, сменила трёх продюсеров, наконец остановив свой выбор на британском композиторе Уильяме Орбите. Как следствие Мадонна смогла найти совершенно НОВЫЙ звук.
Альбом наполняют лёгкие, будто плывущие по воздуху в замедленной съёмке звуковые полотна. Электронные изыски удачно дополняют скрипки и звонкая этническая перкуссия, в аранжировках появились фрагменты африканской, индийской, арабской, еврейской музыки – Мадонна явила себя истинным музыкальным космополитом, лишённым стилистических рамок и фальшивых условностей.
Помимо прочего, в альбоме нашло отражение и увлечение певицы учением Каббалы и Аштанга-йогой (изначально песен планировалось больше, но Мадонна остановилась на 13 – каббалисты придают этому числу большое значение). Начиная с амбиентных Drowned World и Substitute For Love, Мадонна прямо заявляет: “Всё стало глупой игрой, некоторые вещи нельзя купить. Я меняю образ мыслей”.
Голос то удаляется, то наплывает, и самое удивительное – это действительно ГОЛОС! Занятия с профессиональным педагогом во время съёмок фильма “Эвита” сделали своё дело: лохматая “Минни Маус” в драных колготках превратилась в настоящую большую певицу. А альбом тем временем продолжает раскрываться, как диковинный азиатский цветок: через мистическую разминку Swim к искрящейся дискотечными огнями Ray Of Light и далее – к первой настоящей вершине Nothing Really Matters. Мадонна и тут верна себе: это, несомненно, танцевальная музыка, вот только танца для неё к тому времени ещё не придумали.
Если поразмыслить, это был странный гибрид из индийских храмовых плясок, гавайской хулы, арабского bellydance и vogue конца 80-х. И Мадонна, актриса с потрясающей пластикой, блистательно воплотила эту идею в клипе на песню Frozen – настоящей жемчужине альбома, песни, от которой мурашки бегут по спине даже без видеоряда. Возможно, это не только самая красивая вещь на диске, но и лучшая песня Мадонны вообще. И под занавес – ещё один великолепный хит – неспешная, размеренная, очень чувственная The Power Of Goodbye. Поражает непривычная для творчества Мадонны цельность замысла: остальные вещи с альбома не выглядят “довеском”, а скорее, служат оправой для этих четырёх драгоценных камней (на сборниках, например, они смотрятся совсем по-другому).
Клипы Ray of Light и Frozen победили в номинациях “лучшее видео года”, “лучшее женское видео года”, “лучшая режиссура”, “хореография”, “операторская работа” и “спецэффекты” – итого 6 призов (в 3 раза больше, чем у кого-либо другого). Щедрые авансы оправдались. Восхитительный, невероятно сдержанный и в то же время – полный красок и полутонов, Ray Of Light стал лучшей работой Мадонны и нисколько не постарел за эти 10 лет, хотя и трип-хоп, и прочий тогдашний танцевальный авангард сегодня выглядят анахронизмами. Странно. Непонятно. Почему? Видимо, это то, что называется научным термином “гештальт”, когда конечный продукт – больше чем просто сумма отдельных его составляющих. И если с каждого альбома Мадонны можно взять в коллекцию 1-2 песни, то Ray Of Light – я в этом убеждён – как раз тот случай, когда альбом непременно нужно иметь целиком.
Рецензия на альбом Дмитрия Скирюка
Madonna – Ray of Light (1998)
Альбом Ray of Light стал седьмым студийным альбомом певицы. Основным продюсером альбома выступил Уильям Орбит — электронный музыкант, с которым Мадонна уже сотрудничала при записи ремиксов на свои композиции, однако никогда прежде не создавала полноценных записей. В продюсировании альбома также принимал существенное участие Патрик Леонард, чьё длительное сотрудничество с певицей завершилось записью «Ray of Light». Альбом стал самой успешной записью Мадонны в 1990-е (в мире было продано порядка 17 миллионов копий) и получил огромное число положительных отзывов критиков. Многие поклонники певицы также считают «Ray of Light» одним из лучших альбомов певицы.
Треклист:
01. Madonna – Drowned World – Substitute For Love.mp3
02. Madonna – Swim.mp3
03. Madonna – Ray Of Light.mp3
04. Madonna – Candy Perfume Girl.mp3
05. Madonna – Skin.mp3
06. Madonna – Nothing Really Matters.mp3
07. Madonna – Sky Fits Heaven.mp3
08. Madonna – Shanti – Ashtangi.mp3
09. Madonna – Frozen.mp3
10. Madonna – The Power Of Goodbye.mp3
11. Madonna – To Have And Not To Hold.mp3
12. Madonna – Little Star.mp3
13. Madonna – Mer Girl.mp3
14. Madonna – Has To Be.mp3
Отзывы: