Enigma – Fall Of A Rebel Angel
Взгляд на альбом глазами композитора:
Всё-таки изрядная ирония содержится в том, что иллюстрировать этот альбом студией был выбран Вольфганг Бельтраччи (Wolfgang Beltracchi), один из самых известных фальсификаторов на художественном поприще, подделывавший стиль известных мастеров и продававший результат через аукционы, за что 5 лет назад был осуждён на тюремный срок.
Во-первых, Мишель Крету (Michael Cretu) сам всегда был мастером художественной стилизации: на его альбомах сходились рок, нью-эйдж, амбиент, электронные трюки и кинематографичные приёмы. Сплав выходил не только творчески изощрённый, но и коммерчески успешный — за годы существования Enigma продала больше 70 миллионов альбомов.
А во-вторых… Enigma давно не та, что была раньше, и в этом нет никакой издёвки. Мишель Крету, её главная творческая сила, стал медийной личностью, и не считает нужным поддерживать таинственность своего проекта; музыка Enigma больше не пытается быть чем-то особым или сказать новое слово — взор композитора направлен не на восток, глубины чувственности или философские откровения, а на современную поп-сцену. Но самое главное — авторы, похоже, уже сказали всё, что хотели. И с новым, восьмым по счёту, альбомом музыканты решили вернуться к самому началу пути, к самому первому их альбому, в чём-то продолжить его, со всеми его грегорианскими начётами, дудками и интимным вокалом, а в чём-то — вывернуть наизнанку.
«The Fall of a Rebel Angel» — это концептуальный альбом, описывающий развитие, изменение и искупление неназываемого персонажа, языком, который Мишель Крету изобрёл в «MCMXC A.D.». Каждая песня — это часть путешествия, оформленное классическими стихами Михаэля Кунце (Michael Kunze) и — на красочном буклете к диску — картинами Бельтраччи, по одной на песню. Первый сингл с альбома, «Sadeness (Part II)» — прямое продолжение главного хита группы, перевернувшего отношение к поп-музыке 90-х. В новой композиции представлен вокал знаменитой франко-индонезийской исполнительницы Anggun, и это одна из трёх композиций на альбоме, в которых она участвует. Вступление к синглу — это выдержка из «Токкаты и фуги ре минор» Баха, а продолжается он электронными ударными, индийскими таблами, классическим хором, григорианской молитвой (ну ещё бы!) и ритуальными песнопениями тайваньского народа ами. В заглавном сингле вокал Anggun вкрадчивый, с придыханием, оттеняется её прекрасным пением в припеве; в композиции «Mother» её подача — это чувственный шёпот, а в «Oxygen Red» они вместе с Мишелем Крету ориентируются на музыку для танцполов — здесь её голос вокодирован, искажён и ускорен, но, находясь в обрамлении хоралов и электронных пассажей, не теряется и добавляет музыке мистики.
Среди приглашённых артистов также значатся исполнительница Nanuk и бразильский певец-песенник Марк Джошер (Mark Josher). Первая участвует на вступительной композиции «Circle Eight», полной звукового тумана, слов, в нём тонущих, и синтезаторных сигналов будто напрямую из космоса, напоминающих творчество Vangelis. Марк вложил свою бразильскую душу в композицию «The Die Is Cast», которая является лучшей на всём альбоме. Последний гость — английский электро-поп дуэт Aquilo, дополнивший заключительную «Amen» широкими мазками фирменного вокала и танцевального бита поверх хоралов и мягких синтетических аккордов. «Amen» постепенно угасает, утопая в шумах, а затем и тишине, ставя точку всей восьмой главе творчества группы Enigma. Похоже, Мишель Крету завершил круг, создав ответ на своё собственное высказывание, которому скоро исполнится 25 лет. Это завершение, признаться, не оставило каких-то заделов на будущее, как вообще чего-то нового — и это можно отнести к главным минусам работы. Но фанаты, ждавшие «The Fall of a Rebel Angel» долгих 8 лет, будут довольны — всё, что можно ждать от Enigma: таинственность, атмосферность, глубину — на месте и не разочарует.
© Автор: Александра Смыкова
Мнение редакции сайта:
На наш взгляд есть такие творческие проекты, которые издаются, чтобы выразить миру своё послание, крик души, эмоцию, чувства, взгляд, а есть такие, которые создаются исключительно для того, чтобы заработать денег. Если первые альбомы Энигмы действительно перевернули мир музыки на волне поиска себя, чего-то светлого и важного в жизни, если смогли породить целое направление “энигматика” вслед за собой и создали новый стиль, то все последующие просто издавались для того, чтобы заработать на громком имени и названии. И в этом отношении последний альбом “Падение мятежного ангела” не способен ничего изменить в сложившейся ситуации.
Из всего альбома единственной сильной композицией можно считать “Жребий брошен” под номером 4, записанную при участии Марка Джошера. Но даже она ни сообщает нам ничего нового ни в музыке, ни в послании, ни в эмоции, ни в чувстве, по сравнению с Enigmatic Obsession – Lifesign от Дженса Гэда и всеми предыдущими работами, и еще большой вопрос, какая из этих композиций более жизнеутверждающая. Большая часть музыки несёт абсолютно гнетущее послание, вгоняет в депрессию и не может порадовать новыми решениями, интересными сочетаниями и находками в плане самой музыки, как, впрочем, и многие прошедшие альбомы.
Пожалуй, нужно отдельно сказать о том, что каждое послание в этом мире, в том числе музыкальное, неразрывно связано с эпохой, когда оно выходит на поверхность, и его восприятие зависит от времени его появления. Когда выходили и гремели на всю планету первые альбомы Энигмы и Грегориан, и сам мир был иной. А сегодня многое изменилось, нет уже той эпохи, тех личностей, нет тех идей и нет такого сильного импульса в музыке. Всё завершилось. И дело не в том, что постаревший Мишель Крету больше ничего не может сказать публике, как не могут больше ничего сказать многие другие завершённые проекты, тот же Deep Forest, а просто в том, что время пришло уже совсем другое, пришли другие люди, а потому и послания для них приходят соответствующие – Падение мятежного ангела. Что же касается непосредственно музыки, новых музыкальных решений или гениальных идей, то помимо Энигмы за эти прошедшие 8 лет мы могли услышать огромное число прекрасных работ, причем даже от совершенно незнакомых авторов, которые становятся известными благодаря социальным сетям.
В итоге, на наш взгляд, последний альбом проекта после столь долгого перерыва можно охарактеризовать скорее как новую попытку заработать еще немного денег на громком имени Энигма, не меняя при этом абсолютно ничего ни в мире музыки, ни в сердцах людей. Если же и находятся фаны, которые готовы говорить, что какой-то трек с этого альбома их зацепил, то только потому, что их вкусы стали довольно плоскими и попсовыми и они, скорее всего, просто не в состоянии понять, что стояло за музыкой первых альбомов Энигма, и что в действительности сделало этот проект культовым.
Enigma – Fall Of A Rebel Angel
Треклист
01. Enigma – Circle Eight.mp3
02. Enigma – The Omega Point.mp3
03. Enigma – Diving.mp3
04. Enigma – The Die Is Cast.mp3
05. Enigma – Mother.mp3
06. Enigma – Agnus Dei.mp3
07. Enigma – Sadeness Part 2.mp3
08. Enigma – Lost In Nothingness.mp3
09. Enigma – Oxygen Red.mp3
10. Enigma – Confession Of The Mind.mp3
11. Enigma – Absolvo.mp3
12. Enigma – Amen.mp3
Отзывы: