Армянская музыка (в серии Антология народной музыки. Душа народа)
Продолжая поиск армянской народной музыки мне попался диск, выпущенный на известной студии Мелодия, в который вошли реликтовые записи народных песен Армении, записанные аж в 1960-1987 годах. Это меня очень привлекло, поскольку по-моему скромному мнению, лет эдак 30-50 назад культура СССР большей частью все же занималась культурой, сейчас же найти что-то поистине ценное становится все труднее и труднее. Так что прошу любить и жаловать – Армянская музыка…
Армянская музыка
(в серии Антология народной музыки. Душа народа)
Содержание диска:
- 1. Кананц пар (народный танец) 2.57
- 2. Санды ерг (Песня ступы) 1.51
- 3. Зартнир ворскан (Проснись охотник) 2.58
- 4. Ахчка яман (Девушка яман) 2.15
- 5. Яр, Яр (Возлюбленная) 4.13
- 6. Пар (народный танец) 2.33
- 7. Ай, Нубар, Нубар 1.05
- 8. Катак пар (шуточный танец) 2.26
- 9. Сардарапат (народный танец) 3.24
- 10. Кармир цагик (Красный цветок) 2.20
- 11. Антуни (Песня бездомного) 3.00
- 12. Еритасардакан пар (молодежный танец) 2.45
- 13. Мер тагворин инч ку питер (Жениху нашему к чему был букет) 1.44
- 14. Дэжварь инц (Тяжело мне) 1.53
- 15. Армянские ритмы 3.32
- 16. Воркспол ахпер (Братец охотник) 2.46
- 17. Оп яро джан (Любимая) 3.01
- 18. Мер тан етев (За нашим домом) 1.46
- 19. Ахчка пар (Танец девушек) 3.05
- 20. Анкехц кез сирилем (От чистого сердца) 5.08
- 21. Жоховрдакал пар (народный танец) 2.53
- 22. Шолохо (народный танец) 3.31
Армянская музыка основывается на обширной системе диатонических ладов и поражает обилием разнообразных ритмов. Для музыки Армении характерен монодийный склад, хотя есть и развитые виды многоголосия — бурдонное в инструментальной и антифонное в вокальной музыке. Расцвет народной и профессиональной музыки приходится на XI-XIII вв., когда Армения восстанавливает свою независимость. Жанры народной музыки включают в себя трудовые, земледельческие, эпические и исторические, а также многообразные лирические песни. В календарном цикле широко представлены песни девичьего гадания, свадебные песни, а также причитания — вохбы. Особое место в армянском фольклоре занимают синтетические формы музицирования: песнепляски, разнообразные по метру и ритму, соотношениям куплета и хорового припева, по характеру движений и эмоциональному строю.
В Восточной Армении с 1880-х гг. происходит интенсивное собирание и обработка народных песен. Этот процесс собирания народной мудрости продолжается и поныне.
В данном собрании записи народной музыки в Советской Армении 1960-1980-х гг. представлены в виде аутентичных образцов и обработок. Сольная певческая традиция оживает в искусстве А. Мурадяна — в проникновенной «Санды ерг» (Песня ступы), в песне пандухта «Антуни» (скитальцы, уходивших в далёкие края на поиски заработка) и более поздней песне «Мер тан етев» (За нашим домом). Дуэт дудукистов, также и в сопровождении двухстороннего барабана дхола (доол) или бубна (дэф) демонстрирует широко распространенную практику: ведущий дудук (духовой инструмент с двойной тростью) исполняет мелодию импровизационного характера, а второй — дам-дудук, используя технику непрерывного дыхания, остинатным фоном озвучивает основные ступени лада. Мировую известность «душе абрикосового дерева» принёс выдающийся музыкант Дживан Гаспарян.
Многочисленные танцевальные мелодии послужили основой для обработки различными ансамблями, наиболее известным и старейшим из которых является Государственный ансамбль песни и танца Армении. На диске в исполнении его музыкантов прозвучат как вокальные, так и инструментальные композиции, по стилю располагающиеся ближе к музыке городской традиции и приспособленные для широкой аудитории. Армянская народная музыка и сегодня является тем духовным стержнем, на котором держится богатая и разнообразная культура Армении.
Исполнители: Государственный ансамбль песни и танца Армении х/р В. Ханамерян, Дж. Гаспарян (дудук), А. Мурадян (вокал) и другие.
Отзывы: