Александр Бородин – Симфония №3 ля минор (дир. Евгений Светланов)
Александр Бородин – основоположник русского эпического симфонизма, родился 12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге. Александр родился от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя из Имеретии Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались, и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны. Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома) игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении. Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.
Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.
А. П. Бородин по возвращении в Россию в 1862 познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.
В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом. Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако оно внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.
Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.
Александр Бородин – Симфония номер 3 и другие работы
Треклист
01. А.Бородин – Симфония №3 I. Moderato assai.mp3
02. А.Бородин – Симфония №3 II. Scherzo – Vivo.mp3
03. А.Бородин – Маленькая сюита I. Au couvent.mp3
04. А.Бородин – Маленькая сюита II. Intermezzo.mp3
05. А.Бородин – Маленькая сюита III. Mazurka I.mp3
06. А.Бородин – Маленькая сюита IV. Mazurka II.mp3
07. А.Бородин – Маленькая сюита V. Reverie.mp3
08. А.Бородин – Маленькая сюита VI. Serenade.mp3
09. А.Бородин – Маленькая сюита VII. Nocturne.mp3
10. А.Бородин – Опера Князь Игорь. Увертюра.mp3
11. А.Бородин – Опера Князь Игорь. Улетай на крыльях ветра.mp3
12. А.Бородин – Опера Князь Игорь. Половецкий марш.mp3
Замысел Третьей симфонии возник у Александра Порфирьевича Бородина зимою 1883-84 года, и работа над нею продолжалась с перерывами вплоть до последних дней его жизни. Он неоднократно играл музыку симфонии в кругу друзей, но не успел записать ее, и она сохранилась для нас благодаря А. К. Глазунову, запомнившему авторское исполнение первой части и использовавшему в качестве второй — в соответствии с намерениями самого Бородина — Скерцо для квартета. Так появилась партитура двух частей Третьей симфонии, известной как «Неоконченная». Симфония была впервые сыграна 24 октября 1887 года в концерте, посвященном памяти Бородина, под управлением Римского-Корсакова.
Главная тема первой части (Symphony No. 3 in A Minor I; Moderato Assai) проникнута характером крестьянской протяжной песни, ассоциирующейся с картинами русской природы. Энергичная поступь мелодии второй темы, несомненно, близка музыке Первой и Второй симфоний. Весь первый раздел Скерцо построен на очень динамичной пятидольной теме. Эффект стремительной скороговорки оттенён спокойствием среднего раздела, в котором использована тема рассказа купцов из «Князя Игоря» (в окончательную редакцию оперы эта сцена не вошла).
«Маленькая сюита» для фортепиано, сочиненная в 1885 году, построена на обычном для этого жанра чередовании программных и танцевальных миниатюр. Бородин сумел сказать здесь свое слово не только благодаря самобытности языка, но, и новизне самого подхода к решению художественной задачи.
Первая, самая масштабная часть — «В монастыре», с колокольными звонами, сурово-сосредоточенным напевом, спокойным вначале и поднимающимся до драматической кульминации. Рядом с нею — три пьесы, переносящие в совсем иную сферу, — Интермеццо и две Мазурки. Сколько подобных произведений было уже создано в русской музыке, но в «Маленькой сюите» найден свой тон, свои интонации, в которых слышится что-то отдаленно напоминающее восточные страницы Бородина.
Индивидуальность композитора особенно ощутима в трех последних пьесах. Она выступает в распевной, русской по своему характеру мелодии «Грез», и в четко ритмованном напеве «Серенады», вызывающей в памяти испанские страницы русской музыки, и, наконец, в чудесной лирике «Ноктюрна».
«Маленькая сюита» Бородина записана на пластинке в инструментовке А. Глазунова, который ввел в финал музыку фортепианного Скерцо Бородина, повторив его дважды в различной инструментовке и сделав «Ноктюрн» средней частью. Оркестровая редакция прозвучала впервые 28 октября 1889 года в Петербурге под управлением Римского-Корсакова.
Симфоническая картина «В Средней Азии» первое и единственное обращение Бородина к программному жанру. Она была написана по заказу, как сопровождение к намечавшимся «живым картинам» на исторические сюжеты. Картины не были поставлены, а бородинская музыка, исполненная впервые 8 апреля 1880 года под управлением Римского-Корсакова, начала самостоятельную жизнь. В начале появляется спокойная мелодия русской песни. Слышится поступь приближающегося каравана, сопровождаемого заунывным звучанием восточного напева (авторская ремарка).
Увертюра к опере «Князь Игорь» была записана по памяти и оркестрована А. К. Глазуновым, много раз слышавшим ее в авторском исполнении на фортепиано. Она основана на противопоставлении русских образов восточным, «половецким», музыкальный материал ее строится на мелодиях оперы.
Отзывы: