Mari Boine Persen – Idjagiedas. Современная саамская музыка
Mari Boine Persen – Idjagiedas (2006)
Поёт Мари в традиционном народном стиле с инструментальным и перкуссионным сопровождением (в том числе с бубном), используя стиль йойк с элементами йодлинга. Особенностью её творческой манеры является дополнение народного стиля элементами джаза, рока (фолк-рок) и поп-музыки. Ещё одной характерной особенностью концертов Мари является сочетание её вокальных номеров с сольными инструментальными партиями в исполнении музыкантов.
Треклист
01. Mari Boine – Vuoi Vuoi Mu.mp3
02. Mari Boine – Idjagiedas.mp3
03. Mari Boine – Suoivva.mp3
04. Mari Boine – Gos Bat Munno Cinat Leat.mp3
05. Mari Boine – Mu Ustit, Engeliid Sogalas.mp3
06. Mari Boine – Davvi Bavttiin.mp3
07. Mari Boine – Lottas.mp3
08. Mari Boine – Diamantta Spaillit.mp3
09. Mari Boine – Geasuha.mp3
10. Mari Boine – Afruvva.mp3
11. Mari Boine – Uldda Nieida.mp3
12. Mari Boine – Big Medicine.mp3
Качество композиций: 320 кб/с
Общий размер альбома в архиве: 133 МБ
Сервер для обмена: Облако.Mail.ru
Представлено для ознакомления
Мари Бойне родилась и выросла в традиционной семье саамов, занимавшихся рыбной ловлей и сельским хозяйством (отец, кроме того, был плотником), в деревне Gámehisnjárga на одноимённом мысу на реке Анарйокка рядом с границей Норвегии с Финляндией — в муниципалитете (коммуне) Карасйок самой северной норвежской губернии (фюльке) Финнмарк. Отец — Йосеф Бойне Ольсен (1922—1990), мать — Кирстен Вуолаб (1924—1991).
Её родители принадлежали к общине лестадианцев, язык и культура саамов здесь не ценились, а йойки — традиционные саамские песнопения — назывались «дьявольскими песнями». Природа, окружавшая Мари в детстве, резко контрастировала со школой, в которую она ходила. Все предметы в школе преподавались на норвежском языке, всё, связанное с саамской культурой, хотя и не находилось под официальным запретом, но фактически искоренялись, а психологическая обстановка была такой, что ей, по её собственному признанию, неоднократно озвученному в разных интервью, было стыдно за то, что она принадлежит к саамам и было б лучше, если б она родилась норвежкой.
«Мы не только не гордились народной культурой — мы её стеснялись! Дома пели исключительно протестантские псалмы, народная песня была немыслима»
После школы Бойне получила образование в Университетском колледже в Алте, затем несколько лет работала школьным учителем в муниципалитете Порсангер. Именно в период работы в школе она написала свою первую песню; это произошло после того, как она услышала композицию Джона Леннона Working Class Hero. По воспоминаниям Мари, она поняла, что эта песня — про её жизнь.
«Джон был мальчиком с рабочей окраины и пел об этом. О том, какой путь и какую школу нужно пройти, как выстоять. Я тоже чувствовала себя девочкой с окраины, испытывала те же эмоции».
Слова её первой песни были написаны по мотивам текста Леннона. Со временем в ней всё в большей степени пробуждался протест против подчинённого, второсортного положения саамов (и саамских женщин в особенности) в норвежском обществе.
В песнях Мари Бойне в значительной степени отражаются её собственный опыт и переживания, её ощущение принадлежности к «презренному меньшинству». Большинство песен Мари — на её родном северносаамском языке, некоторые из них достаточно позитивны и посвящены природе Лапландии.
Йойк «Саракка» посвящён богине целительства и созидания, охраняющей беременных и дающей силы новорождённым. Одна из немногих песен на норвежском — Oppskrift for Herrefolk («Как быть господствующим народом») из альбома 1989 года Gula Gula: это полное сарказма повествование, в котором говорится о «дискриминации и ненависти», о том, что есть немало хороших способов подавлять меньшинство, для этого можно использовать и Библию, и бренди, и штык.
Бойне считает, что условием выживания саамского народа является путь к себе — путь познания, самоосознания саамами себя как народа. По её мнению, «не политика, не экономика, а культура — вот главное. Мы [саамы] живем тяжело потому, что у нас мало знаний о самих себе. Мы поднимаемся лишь тогда, когда находим это знание, когда развиваемся, когда живем культурой… Самое главное — искусство и история предков».
Отзывы: