Хор братии Валаамского монастыря – Се жених грядет
Хор братии Валаамского монастыря – Се жених грядет
«Се, Жених грядет в полунощи…» — один из первых альбомов иеродиакона Германа (Рябцева), записанных в студии (1994). В альбом вошли исполняемые хором братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря песнопения вечерни, утрени, литургии, Страстной Седмицы и Пасхи валаамского, греческого, болгарского, знаменного и киевского распевов. Некоторые слушатели отметят, что это не оригинальные записи непосредственно братии, но своей главной цели — вызвать чувство благоговения или молитвы, оторваться от суетных будней — они без сомнения, достигают.
Треклист
01. Хор братии – Се жених грядет (Киевский распев).mp3
02. Хор братии – Помилуй нас, Господи (Валаамский распев).mp3
03. Хор братии – О Тебе радуется (Греческий распев).mp3
04. Хор братии – Кондак Рождества Христова (Греческий распев).mp3
05. Хор братии – Покаяния отверзи ми двери (Знаменный распев).mp3
06. Хор братии – Да исправится молитва моя (Обиходный распев).mp3
07. Хор братии – Господи сил (Знаменный распев).mp3
08. Хор братии – Тебе одеющагося (Болгарский распев).mp3
09. Хор братии – Благослови, душе моя, Господа (Валаамский распев).mp3
10. Хор братии – Блажен муж (Валаамский распев).mp3
11. Хор братии – Стихира прпп. Сергию и Герману Валаамским.mp3
12. Хор братии – Догматик, глас 5 (Валаамский распев).mp3
13. Хор братии – Свете тихий (Валаамский распев).mp3
14. Хор братии – Воскресение Христово видевше (Греческий распев).mp3
15. Хор братии – Катавасия, глас 4 (Греческий распев).mp3
16. Хор братии – Честнейшую херувим (Греческий распев).mp3
17. Хор братии – Великое славословие и воскресный тропарь (Валаамский распев).mp3
18. Хор братии – Херувимская песнь (Валаамский распев).mp3
19. Хор братии – Ангел вопияше (Греческий распев).mp3
20. Хор братии – Тропарь Пасхи (Греческий распев).mp3
21. Хор братии – Достойно есть (Валаамский распев).mp3
Слушать на Spotify
Слушать на Яндекс.Музыка
Слушать на Zvuk.com
По мнению современного церковного человека, знаменный распев более всего уместен в период пения постной триоди, т. е. Великим постом. Это, конечно, заблуждение, но в нем есть свой резон. Великий пост – это время покаяния, время возгревания в глубине сердца особого покаянного чувства. Знаменное же пение сугубым образом способствует такому состоянию души: поддерживает, успокаивает. более доступным делает содержание молитвы. Происходит это не только за счет внешней формы – как-то: монодийности, т. е. одноголосия или остановки мысли на ключевых словах молитвы в виде продолжительных мелодических узоров. Главным является скорее дух древнего благочестия, который в полной мере и неотъемлемым образом присутствует в древней певческой традиции нашей Церкви.
В “золотые” времена Святой Руси, в эпоху прп. Сергия Радонежского и его учеников, когда подвиг благочестия был нормой жизни, никакого пения, кроме знаменного в Русской Церкви не существовало.
Гимнографическое творчество отцов Церкви вплоть до XVII века никогда не ориентировалось на западные образцы, даже если они были весьма удачны в музыкальном плане. Основной целью было сохранение православного духа.
Музыка – самый абстрактный вид искусства, в нем нет конкретного образа. Музыка таинственным образом передает настрой души, то состояние духа, какое вложено было автором в его произведение. Если учесть, что церковное творчество в основе своей является соборным, тогда становится понятным, почему церковное пение так важно для богослужений. Не отвлекая внимания молящегося от слов молитвы, знаменное пение, напротив, помогает услышать текст, расставляет смысловые акценты, но только не путем исполнительских приемов, как: громогласность, мелизматика или сольные партии. В древнем знамени есть нечто другое: строгость мелодизма, глубоко и тщательно продуманная музыкальная форма, выстроенная древними гимнографами с единственной целью – помочь в сопереживании слов молитвы. Взаимоотношения знаков-знамен и попевок глубоко символичны. Даже сам звукоряд имеет троичную символику. Степенность и красота распева не дает рассеиваться уму, но помогает молящемуся видеть, что у него происходит в сердце, что происходит в мыслях. Знаменное пение помогает собрать всего себя для молитвенного предстояния перед Богом. Каждый знак (знамя, отсюда название – знаменный) знаменной нотации – это целый образ, который означает несколько смысловых уровней, что совершенно отсутствует в западной нотации. Знамя или попевка говорят нам, куда должен быть направлен наш умный взор, какой настрой души должен у нас быть, какие имеются интонационные особенности и наконец – какой музыкальный материал в них заключен. Если сравнивать древнерусскую традицию с византийской. то даже в этом случае знаменный распев никак не уступает византийскому по силе и глубине религиозного чувства.
В конце XVII – начале XVIII веков западное влияние стало распространяться в церковных кругах настолько сильно, что к концу прошлого века партесное пение стало почти повсеместным. Исключение составляли, может быть, несколько монастырей, в том числе и Валаамская обитель, где хоть как-то пытались сохранить древнерусскую национальную традицию церковного пения. В нынешние времена Валаамская братия имеет то же тщание, что и наши отцы и, возможно, на данный момент Валаам является, к сожалению, единственным большим русским монастырем, где поют только знаменным распевом, за редким исключением в виде небольших вкраплений в праздничные службы, украшения ради, родственных распевов: византийского, болгарского, и др.
Валаамская обитель сотрудничает с кафедрой древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Огромную помощь в изучении древнего знамени оказывают нам её преподаватели, неутомимые исследователи церковно-певческой традиции А. Н. Кручинина, З. М. Гусейнова.
Отзывы: